Платформа для изучения английского языка

Домашняя работа: так ли это важно?

Каждый второй человек, приходящий к нам в школу, с порога говорит: «.. и давайте только без этой вашей домашки. Я супер-занят и на все эти глупости а-ля «заполните пробелы и вставьте слово» у меня времени нет. Мне нужно говорить. Желательно с носителем. И еще лучше без грамматики. А домашку себе оставьте.»

PROGRESS
Каждый второй человек, приходящий к нам в школу, с порога говорит: «.. и давайте только без этой вашей домашки. Я супер-занят и на все эти глупости а-ля «заполните пробелы и вставьте слово» у меня времени нет. Мне нужно говорить. Желательно с носителем. И еще лучше без грамматики. А домашку себе оставьте.»

И тут я обычно отвечаю, что мы, конечно, не изверги. За отсутствие домашки на кол не садим и даже не ругаем, но выполнять ее важно.
Сейчас объясню почему.

По данным различных источников для того, чтоб прогрессировать в изучении иностранного языка, нужно заниматься 10-12 часов в неделю (не пугайтесь, в процентном соотношении это всего 7%).

Это может быть что угодно: занятия с преподавателем, чтение книг, прослушивание аудиозаписей, просмотр сериалов, практика общения с носителями, написание деловых писем - одним словом, любой вид деятельности, связанный с английским (или любым другим иностранным языком), но с одним лишь уточнением: фокус внимания обязательно (!) должен быть направлен на ту деятельность, которой вы занимаетесь.

То есть если вы едете в машине, слушаете английские подкасты и одновременно болтаете по телефону, результата не будет.

Если упростить, то обучение можно свести к 2 этапам: ПОНИМАНИЕ и УСВОЕНИЕ.

Под ПОНИМАНИЕМ имеется в виду процесс, когда вы впервые сталкиваетесь с правилом/ временем/ словом. И здесь преподаватель совершенно необходим, так как:

- он изначально дает правильный вариант и следит за тем, чтоб вы его правильно усвоили. То есть вариант «заучил неправильно - нужно переучиваться» исключен.
- он подбирает ту методику обучения (а их очень много, тема отдельного поста), которая
подходит именно вам и позволит прогрессировать быстрее.

Хороший преподаватель реально экономит ваше время. Профессионал за 5 минут объяснит вам правило, на которое вы могли бы потратить несколько часов, если бы учились самостоятельно.

После этого наступает второй этап - УСВОЕНИЕ, т.е. непосредственная работа с ранее изученной информацией (правилом, временем, лексикой), - это процесс, во время которого выученное с преподавателем вы начинаете использовать в реальной жизни во всех применимых случаях.

И здесь, по моему мнению, преподаватель совершенно ни к чему. Для усвоения нужны 3 вещи: время, практика и само-контроль.

Кстати, о самоконтроле - ученым доказано, что когда вы самостоятельно исправляете свои ошибки, то запоминаете намного лучше.

Самый эффективный вид работы - это внутренняя работа, когда вы садитесь и самостоятельно (!) разбираетесь. Зная, что помощи ждать не от куда, наш мозг включается в разы активнее, соответственно материал усваивается глубже. «Что тут у нас? Давайте посмотрим! Тут понятно. Тут тоже. А тут какая-то лажа. Спрошу у преподавателя». - приблизительно так работает домашка.

Ненавистный homework - это не отродие преподавательской инквизиции, а возможность все расставить по полочкам, увидеть пробелы в усвоенной информации и продвинуться дальше.

К тому же, включая простую арифметику, получаем следующее: в классе (с репетитором) вы занимаетесь 2-3 раза в неделю (т.е. 3-6 часов). Даже при интенсивном курсе еженедельная цифра будет едва ли больше 8 часов. Это означает, что для быстрого и ощутимого прогресса вам нужно добирать недостающие часы самостоятельно работой. Можно ли не делать домашку и все равно прогрессировать в обучении? Можно, но времени это займет больше (в 2-3 раза). По факту вы будете делать эту же домашку на уроке (только называть как-то иначе, например, - Revision) и платить за это деньги. Это все равно, что в спортивном зале платить тренеру за то, чтоб он наблюдал, как вы бегаете.

Мозг - очень логичный механизм, здесь также работает закон сохранения энергии: получишь только то, что вложил. Можно надеяться и искать супер-секретные методики (волшебных карточек, 25 кадра и тд), при которых слова будут сами запрыгивать в голову, как вареники в рот, но опыт и практика показывают, что это не более, чем уловки маркетологов и горе- преподавателей.

Если вам в школе говорят «мы работаем так, что домашку делать не нужно», то это повод задуматься (а не обрадоваться, как кажется на первый взгляд). Конечно, за ваши деньги никто не будет вас ругать, если вы что-то не сделаете, но профессионализм преподавателя в том и заключается, чтоб подобрать интересные задания и ненавязчиво мотивировать студента работать как в группе, так и самостоятельно. Не из под палки, а на интересе, энтузиазме и жажде познания.

В Progress работают именно такие преподаватели.

Аня Романишина - основатель школы Progress. Way to Learn English

PS. Автор статьи старался и будет очень благодарен за лайк/ репост/ комментарий.